Инфраструктурный проект «Кызыл–Курагино» получил поддержку из ФНБ

Главная Экономика

 Проект строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино в республике Тыва в скором времени получит финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом журналистам сообщил министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Sibnovosti.ru вспомнили, как в республике Тыва потенциально крупнейший в стране частный проект становился фактически государственным и несколько раз переходил из рук в руки (разные инвесторы, спонсоры, проектировщики).

Новая железнодорожная ветка, протяженностью около 400 км, должна соединить республику Тыва, а по совместительству и крупнейшее месторождение коксующихся углей (Элегестское), с Транссибирской железнодорожной магистралью. Экспорт ресурсов планируется направить, прежде всего, на быстрорастущий рынок Юго-Восточной Азии.

Ожидается, что проект не только позволит России открыть азиатские рынки для тувинских углеводородов, но будет иметь фундаментальное стратегическое значение. При этом железнодорожное сообщение имеет не только экономические, но и социальные выгоды: до сих пор в отдалённый регион не было проложено ни одной железнодорожной ветки, из-за чего стоимость товаров там была значительно выше, чем в соседних регионах.

«Помимо того, что по этой железнодорожной магистрали ежегодно будет перевозиться около 15 миллионов тонн груза, проект позволит создать тысячи новых рабочих мест, существенно улучшит инвестиционный климат и даст высокий кумулятивный эффект для экономики региона и России в целом», – комментируют специалисты.

Ещё в 2006 году дорога «Кызыл–Курагино» была признана приоритетным инвестпроектом — тогда государство согласилось финансировать за свой счет 147 километров трассы, а остальные 254 км должна была построить коммерческая структура. Но затем у частного лица начались финансовые проблемы, а после этого весь проект оказался под вопросом. После этого в истории проекта появилось новое главное действующее лицо – Руслан Байсаров.

С течением времени запросы Байсарова на помощь от государственного бюджета неоднократно менялись. Когда Байсаров только приступал к проекту, в ряде его заявлений значилось, что инвестпроект он профинансирует сам, а от Москвы ему нужен только ряд гарантий, которые непосредственно с затратами из бюджета не связанны. После этого финансовые аппетиты всё же увеличились: собственник сначала рассчитывал на 40% финансирование непосредственно стройки железной дороги и оценивал собственные инвестиции в 150 млрд рублей, пишет «Эксперт-Сибирь». Сейчас же инвестпроект ТЭПК остаётся частным отчасти номинально, поскольку большая часть инвестиций в нём оказывается связанной с государством.

В начале прошлого года стало известно, что Тувинская энергетическая промышленная корпорация во главе с Русланом Байсаровым подписала с омским НПО «Мостовик» «соглашение о намерении заключить договора подряда» на строительство железнодорожной линии Кызыл—Курагино в Республике Тыва. Стоимость контракта – 195 млрд рублей, протяженность дороги, которая свяжет Элегестское месторождение коксующегося угля в Туве с Транссибом и экспортными терминалами на Дальнем Востоке, составит 410 км.

15 февраля в рамках X Красноярского экономического форума состоялось церемония подписания четырехстороннего соглашения о намерениях по строительству железной дороги. В присутствии премьер-министра России Дмитрия Медведева подписи под документом поставили министр транспорта Максим Соколов, глава Тувы Шолбан Кара-оол, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов и Руслан Байсаров – теперь уже как гендиректор ТЭПК. Заявлялось, что в рамках реализации проекта на территории Тувы будет построена ТЭС мощностью не менее 135 МВт электрической и 300 Гкал/ч тепловой энергии, а также здания, сооружения и горные выработки горно-обогатительного комплекса на Элегесте.

НПО «Мостовик» на правах генподрядчика «выполнит разработку проектной и рабочей документации» и «осуществит полный комплекс строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте», срок окончания работ – второе полугодие 2018 года. При этом сейчас речь идет о том, что омская компания построит не отдельный участок, а всю ветку целиком – от станции Курагино (Красноярский край) до Кызыла (столица Республики Тыва), включая подъездной путь к погрузочной станции Элегест, расположенной в районе угольного месторождения.

В октябре 2014 года глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что около 800 млрд рублей будут выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на ряд крупных проектов. По его словам, уже утверждено пять проектов, финансирование которых начнётся уже в этом году. Среди озвученного – добыча угля и железнодорожная социологистика Кызыл-Курагино в республике Тыва и соединение её с магистралью Транссиба.

«Специалистам омского объединения предстоит выполнить колоссальный объем работ, как по строительству искусственных сооружений, так и по возведению земляного полотна: отсыпать более 74 млн кубометров грунта, возвести 180 больших, средних и малых мостов общей длиной свыше 18 км, уложить порядка 1087 водопропускных труб общей протяженностью более 25 км, построить около 11 км тоннелей и шесть галерей общей длиной 1,5 км. Кроме того, проектом предусмотрено строительство 600 км автодорожных подъездов и временных автодорог… вокзальных комплексов, станций и разъездов, объектов локомотивного и вагонного хозяйства, поселков железнодорожников, устройств связи, электроснабжения, прокладка инженерных систем и коммуникаций», – говорится в сообщении компании.

Эксперты-политологи обращают внимание на то, что положительное решение проблем проекта «Элегест – Кызыл – Курагино» было принято в свете развития тесных экономических отношений с Китаем, так как экспорт ресурсов планируется направить, прежде всего, на быстрорастущий рынок Азии.

«Тува и наш инфраструктурный проект вполне подходят на роль одного из ключевых направлений развития России. Причём таких направлений, на которых наша страна может осуществить объявленный президентом прорыв на Восток», – рассказал журналистам глава региона Шолбан Кара-оол.

Новости Кызыла: Для защиты тувинского села построили дамбу на Енисее

Для защиты тувинского села построили дамбу на Енисее

30 Декабря 2020 г.
Общая протяженность защитного сооружения превысила 2 километра
Новости Кызыла: В Туве сформулировали требования к инвесторам

В Туве сформулировали требования к инвесторам

18 Ноября 2020 г.
Они должны заботиться об экологии, местных кадрах и развитии территории
Новости Кызыла: В Туве запланировали кластер для туризма

В Туве запланировали кластер для туризма

29 Октября 2020 г.
Затраты на VisitTuva.ru могут составить 6,1 млрд рублей
Новости Кызыла: В Туве открыли многопрофильный медицинский центр

В Туве открыли многопрофильный медицинский центр

19 Октября 2020 г.
Минобороны РФ построило его за 78 дней
Новости Кызыла: В Туве за три года построят крупнейший агропарк

В Туве за три года построят крупнейший агропарк

31 Июля 2020 г.
Стоимость объекта 658,5 млн рублей
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Кызыла: Чиновники переводили муниципальные участки под Кызылом на своих родственников

Чиновники переводили муниципальные участки под Кызылом на своих родственников

21 Января 2021 г.
Дело организованной преступной группы передали в суд
Новости Кызыла: В Туве случилось обрушение в шахте: один человек погиб

В Туве случилось обрушение в шахте: один человек погиб

17 Января 2021 г.
Об этом рассказали в Следственном комитете по республике
Rss_45