Отдых на озере Азас: спасут ли курорт энтузиасты?

Главная Общество

Этот материал, по большому счету, развернутый отзыв об отдыхе в одном из красивейших мест Сибири.

Начну с небольшого отступления. Всех отпускников можно разделить на две категории. Первая - это те, кто предпочитают отдыхать за границей - на пляжах у моря или в местах концентрации архитектурных памятников. Вторая - сторонники внутреннего туризма. Рассуждая о последних, можно смело отбросить предположения о том, что отдых "рядом с домом", в своем регионе - гораздо дешевле, чем за рубежом. На самом деле туристические направления в Тайланд, Китай, Вьетнам и др. зачастую обходятся дешевле поездок по местным здравницам и диким местам. Приобретение инвентаря, транспортные расходы, оплата путевки легко могут превысить траты на загранпоездку.

Вообще, любители активного отдыха в родной Сибири - люди убежденные, выносливые и не капризные. Они не требуют "all inclusive", пятизвездочного комфорта, развлечений аниматоров, бесконечного обжорства и бесплатной выпивки. Они месяцами настраиваются на трудности, готовятся к преодолению препятствий. Изучают места по картам и снимкам со спутника. Многим достаточно поставить на берегу палатку или спать в машине. В общем, суровые сибирские мужики, а нередко и женщины. А если же на месте, куда собираются ехать, есть база отдыха, где можно около печки просушить вещи, посидеть на диванах, поспать в нормальной кровати, то в путь можно отправляться вместе с семьей и получать от отдыха в труднодоступных, таежных местах массу удовольствия.

Речь пойдет о рыбалке на озере Азас в Туве. Возможно, читатель никогда не слышал о таком месте. Это и не удивительно - даже многие жители Тувы, зная об озере, никогда на нем не были. Такое часто случается: наши природные богатства и красоты нам самим менее интересны, чем иногородним. В случае с Азасом у местных срабатывает логика лентяя: зачем ехать далеко и долго, если есть места рядом, куда добираться быстро.

Для искушенных иногородних туристов, уставших от круглосуточного шума, мусора на берегах популярных водоемов, пьяных физиономий... слова "заповедные места", первозданная, нетронутая природа, потрясающая рыбалка, удаленность от цивилизации становятся определяющими при выборе места проведения отпуска.

В начале июля 2013 г. я, журналист Sibnovosti.ru Дмитрий Полушин, из Красноярска на неделю отправился порыбачить на о. Азас. Рыболовецкого скарба, как это всегда бывает в таких поездках, набралось прилично: лодка ПВХ, мотор, коптильня, канистра, ящик со снастями, продукты и др. Автомобиль, которому было суждено стать средством передвижения - Honda CR-V 1997 г.в. Туристы, побывавшие в тех местах, настроили меня, что дорога тяжелая, но в сухую погоду проехать на городском "полноприводном универсале повышенной проходимости", в принципе, можно. Поскольку альтернативный сценарий был менее комфортный: привезти в Кызыл все вещи, а там погрузить его на УАЗ и так доехать до места, то было решено ехать на своем паркетнике.

Дорога из Красноярска до Кызыла обычно длится часов 10-11. Расстояние около 850 км. Буквально два слова о трассе М-54. Дорога Красноярск-Абакан за последние годы сильно поизносилась, на многих участках трассы машину так раскачивает и подбрасывает, что мыслей о разгоне хотя бы до 120 км в час во избежание опрокидывания даже не возникает. Дорога абсолютно устарела в инженерном смысле: по одной полосе в каждом направлении - это издевательство над водителями. Из-за тихоходных бензовозов, грузовиков, советских ретро авто, водитель вынужден "тошнить" за ними, либо обгонять и рисковать жизнью. Смею предположить, что большинство ДТП с погибшими на этой морально устаревшей федеральной трасе М-54 случается именно при совершении маневра обгона. Будь на этой дороге по 2 полосы в каждом направлении, комфорта и безопасности движения стало бы больше.

На дороге от Абакана до Кызыла только одно небольшое испытание - Буйбинский перевал. Достаточно продолжительный, затяжной отрезок трассы, около 2-х часов пути, простирается в горах. Если вам доводилось быть в Ергаках, то вы понимаете, о чем идет речь. Перед поездкой проверьте уровень охлаждающей жидкости и работает ли вентилятор на радиаторе - на подъемах встречаются автомобили, которые закипели от нагрузки.

От Кызыла до о. Азас еще 260 км, из них только 70 км по асфальтированной дороге. Эти оставшиеся до озера 190 км приходится преодолевать 8-13 часов по грунтовке, временами сильно разбитой и непролазной для "паркетников", участкам с крупными булыжниками, на которых легко угробить автомобиль. По этой дороге водитель не едет, а крадется со скоростью от 5 до 20 км в час, лишь изредка разгоняясь до 40-50 км в час. Самая популярная машина в этих местах УАЗ-таблетка. Легковушки в этих местах встречаются редко, а на их владельцев смотрят, как на людей смелых, отчаянных и богатых - после такой дороги, многочисленных наездов на камни, кочки, глубокие лужи, возможно придется потратиться на ремонт машины. Забегая вперед, сообщу, что несмотря на очень медленное, осторожное прохождение бездорожья для Honda CR-V эта поездка не прошла бесследно. Из мелочи: на обратном пути в горах от нагрузки, связанной с резкими и длительными подъемами, выкипело 5 литров антифриза, и в радиатор пришлось доливать родниковую воду. А из серьезного: на очередном булыжнике был пробит задний мост, из него вытекло масло и спустя несколько сот километров редуктор заднего моста оторвался от кузова. Кроме того, видимо от многочасовой тряски вышла из строя печка. В общем, досталось автомобилю. Джипу с высоким клиренсом серьезных поломок наверняка удалось бы избежать. Впрочем, эти неприятности не смазали положительного впечатления от отдыха.

Перед поездкой на о. Азас, мы созвонились с владельцами единственной турбазы на озере - она называется "Тоштуг". Для нас забронировали лучший номер с печкой и верандой с видом на озеро. Выйдя из комнаты и расположившись в креслах, мы пили чай и любовались природой. Вокруг нас все было новое и свежее - владельцы турбазы только в прошлом году реанимировали объект, завершив его строительство. Корпус, построенный из бруса лиственницы, оказался сухим и теплым. Недавно возведенные уличные туалеты порадовали свежей покраской и отсутствием характерного запаха.

За время пребывания на Азасе мы прониклись глубочайшим уважением к хозяевам турбазы. Собственниками, бизнесменами их называть не поворачивается язык. Каждый раз, когда вставал вопрос о том, чтобы взять с клиентов деньги, они испытывали смущение и неловкость. Эта полузабытая черта советских людей - бескорыстная, великодушная порядочность, гостеприимство.

Управляют базой пожилые супруги: учительница и больной пенсионер. Глава семьи Отук-Оол Ондар, поднимал базу, пережив инсульт, с парализованной правой рукой. Sibnovosti.ru задали ему несколько вопросов.

Отук-Оол, расскажите, как здесь, в Тодже, зарождался туризм, отдых, когда здесь появилась первая турбаза?

Я с 1998 г. занимаюсь туристическим направлением, отдыхом людей. Сначала на турбазе "Азас", потом самостоятельно на своей базе. Турбаза "Азас" начала работать с 1963 г. 50 лет назад здесь стояло одно здание, и постепенно строили новые корпусы, домики и до 1989-1990 г. она выросла до современного состояния. В лучшие годы здесь функционировало 43 домика, также ставили палатки "Шопито" на 10 человек. Всего за сезон здесь отдыхало 350 человек. Приезжали отдыхающие со всех уголков страны, турбаза не пустовала.

Благодаря чему был такой большой поток туристов на Тоджу?

Я думаю, что это происходило благодаря профсоюзным деятелям. Они знали свое дело и среди своих распространяли путевки. И соответственно, наполняемость была высокая.

Что касается транспортной доступности, то в те времена каким образом сюда доставляли туристов?

"Заря", выделенная специально для туристов, начала ходить с 1976 г. Она курсировала ежедневно. "Заря" доходила до Тора-Хема. А оттуда возили на Газ-63 - в кузове грузовика. До "Зари" сюда туристов доставляли самолеты Ан-2. Ниже Тора-Хема есть аэропорт, там есть взлетно-посадочная полоса.

В этому году турбазе "Азас" исполнилось бы 50 лет. Но, насколько известно, в эти места пришел кризис. Как это случилось?

Это случилось в начале 1990-х гг. Когда началась приватизация, турбаза оказалась в руках ЗАО "Туватурист". Базе отдыха требовались вложения. Но без государственной поддержки руководитель ЗАО довел турбазу до состояния запустения. Пробовали на самофинансировании работать, года 3 поработали и все закончилось - вылетели в трубу. Необходима была господдержка, но со стороны никакой помощи не было. С 1996 г. турбаза "Азаса" совсем перестала работать, пришла в состояние упадка. База была продана Госкомспорту, но суд признал сделку недействительной. Госкомпспорт года два держал эту базу, как тренировочную базу для олимпийского резерва. Но в итоге турбазу закрыли. Единственный объект, который здесь работал все это время - это кожунный детский лагерь. Это лагерь министерства образования, они каждый год финансируют его поддержание, сторожа, штат. Летом сюда привозят много детей из интернатов. За лето, 1-2 сезона, в детском лагере отдыхает от 70 до 140 ребят. В этом году начали рано: 11 июня открыли сезон. Второй сезоне закрывается приблизительно 25 июля.

Почему в начале августа и позже в лагере не принимают детей?

В начале августа днем хорошо: тепло, жарко даже. И вода в озере теплая. Но по ночам здесь температура ниже ноля. В лагере домики дощатые, в них холодно.

Как так получилось, что вы, работавший на турбазе "Азас" в конце 1990-х годов, стали тем, кем вы являетесь сейчас?

В конце 1990-х гг. мы постарались опять поднять турбазу. Я работал управляющим этой базы. И до 2006 г. как турбаза она существовала. До этого времени мы смогли продержаться на самофинансировании. А после этого передели кому-то другому, но они базу запустили.

Как вы считаете, в чем была причина неудачной попытки реанимировать турбазу?

Собственники всегда рассчитывали существовать на бюджетные деньги. А средства, поступившие от туристов, исчезали.

Как так вышло, что вы здесь решили самостоятельно работать?

Когда я работал на турбазе, я зарплаты не получал. Но начисление зарплаты и шло и база мне задолжала более 200 т.р. Через суд я потребовал эти деньги, а денег не было. Владельцы турбазы, сказали, денег нет, забирай, что хочешь. Тогда я взял два заброшенных брусовых недостроенных корпуса. И достроил. Восстанавливать их мы начали с 2008 г. Здесь не было ни окон, ни дверей. Полы частично имелись. На стенах и потолке ободранная штукатурка.

Вы человек небогатый. Для восстановления заброшенных корпусов нужны были средства. Как вы в таком труднодоступном месте сумели завершить ремонт?

Это было очень трудно. Как говорится, варились в собственном соку. Копили зарплату супруги Алефтины, мою пенсию копили. На эти деньги летом делали ремонт, насколько хватило. С 2008 г. мы начали ремонт и до сих пор ремонтируем. У нас корпуса из бруса, очень теплая, с печкой в каждой комнате. С 2012 г. мы начали привозить сюда отдыхающих.

Сколько, по вашим оценкам, ваша турбаза может за летний сезон принять туристов?

Одновременно на турбазе может находиться 50 человек. За все лето мы можем принять от 500 до 1000 человек.

Обдумывали ли вы сценарий круглогодичного туризма? Есть ли здесь чем заниматься туристам зимой?

В октябре-ноябре здесь можно открыть осенний сезон сбора ягод. Когда озеро покроется льдом, можно заниматься подледной рыбалкой. Декабрь-январь здесь самый холодный период года, температура опускается до 50 градусов ниже ноля. С февраля можно снова открывать сезон подледной рыбалки. Можно открыть прогулки на снегоходах. Можно создать лыжную базу. Со второй половины февраля здесь комфортная температура -10-15 градусов.

Какой потенциал у туризма в Тодже?

Здесь ресурсов много для туристов. В 3,5 км от турбазы есть "Зеленое озеро" и полезная для суставов, кожи сероводородная лечебная грязь. Туда уже сейчас проложен маршрут терренкур. Рядом с ним живописное место - обзорная гора, с которой открывается вид на озеро и все окрестности. Туристам интересны прогулки по озеру на моторной лодке. Со временем можно будет устраивать прогулки не только на лошадях, но и на квадроциклах, кидроциклах. Можно построить водные аттракционы.

Как власть может помочь развитию туризма на озере Азас?

Прежде всего, надо улучшить транспортную доступность. Необходимо сделать приемлемую для любого транспорта дорогу. Сегодня единственный путь в Тоджу - это грунтовая разбитая дорога. Можно было бы возобновить рейсы "Зари", сделать доступное населению авиационное сообщение. Второе, сюда необходимо провести электричество. Сегодня наша турбаза и детский лагерь получаем ток от бензиновых генераторов.

Вам удалось восстановить, вдохнуть в жизнь в два недостроенных корпуса, а какое будущее у основной турбазы "Азас"?

Ее восстановлением занялся молодой предприниматель, у него есть бизнес в Кызыле, есть средства. Он уже начал сносить ветхие домики и на их месте сейчас строит основательные брусовые избы. Ежедневно там работают строители. Насколько я слышал, он собирается вложить более 14 миллионов рублей, чтобы турбаза вновь ожила. Когда будет восстановлена вся турбаза, будут созданы комфортные условия для отдыхающих, это направление снова станет популярным. Но для создания транспортной инфраструктуры нам безусловно необходимо участие власти.

У озера Азас есть второе название - Тоджа. Для рыбаков на озере есть ограничения - часть водоема, прибрежная линия в восточной части озера является заповедной территорией. Пересекать границу заповедника без письменного разрешения дирекции охраняемой территории запрещено.

Справка

Заповедник организован в 1985 г. Его общая площадь – 333884 гектара, охранной зоны – 90000 гектар. Расположен в Тоджинской котловине – в истоках крупнейшей в Сибири реки Енисея. Цель создания заповедника – сохранение и изучение в естественном состоянии уникальных экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных, эталонных горных ландшафтов северо-восточной Тувы. Государственный природный заповедник “Азас” расположен в центральной части Тоджинской котловины, являясь эталоном горных ландшафтов северо-восточной Тувы. Тоджинская котловина - огромная межгорная впадина в пределах Алтае-Саянской горной страны. Это уникальный водосборный бассейн, питающий истоки одной из крупнейших в Сибири рек – Енисея.

Для местных жителей и заезжих рыбаков, конечно же, заповедная часть озера - запретная, и естественно, самое привлекательное с точки зрения рыбного промысла место. Судя по рассказам местных рыбаков, на востоке в о. Азас впадает река Азас, в которой в большом количестве водится хариус, ленок и таймень. Рыбалка здесь категорически запрещена. Некоторые смельчаки периодически пробираются в эти места, чтобы добыть ценные породы рыбы. Многих браконьеров ловит охрана заповедника, безжалостно штрафуя, как за пересечение границы заповедника, так и за улов.

Впрочем, неискушенным рыбакам за глаза хватит и общедоступной акватории Азаса - длина озера 17 км, множество островов, щучьих, окуневых мест. Когда на кормежку выходят стаи сорог, то вода вокруг лодки почти закипает от подводной борьбы и погонь сороги за мальком. Вся эта рыба отлично ловится на мелкую гремящую блесну - с красными вставками и серебряными лепестками. При внушительном наличии всевозможных других блесен, воблеров, виброхвостов и пр. приманки, уловистой оказалась только эта одна.

Как и положено, рыба клевала с 5 до 10 утра и после 17 ч. Интересно, что в том месте, где, скажем, сегодня кормилась сорога и ловилась в изобилии, на следующее утро приходила щука и окунь, разгоняя стаи "сорной" рыбы, так что улов гарантирован всегда.

На протяжении всей рыбалки немного удручало созерцание того, как местные рыбаки, приезжающие из ближайшей деревни Тора-Хем, из браконьерски поставленных сетей вытаскивали по нескольку 5-8-килограммовых щук. Все местные жители рыбачат преимущественно сетями, вылавливая заметно оскудевшие в последние годы рыбные ресурсы Азаса. Браконьерство стимулирует закупочный центр, который тут же скупает выловленную рыбу. 30 р. за кг окуня и сороги, 50 р. - щука, 120 р. - хариус и сиг. В результате для жителей близлежащих сел этот промысел стал единственным способом разжиться деньгами и выжить. Это безусловно накладывает отпечаток на спортивную, любительскую рыбалку, поскольку щука промыслового размера в этих местах на блесну попадается все реже и реже. Поймать ее на спиннинг становится большой удачей. За неделю рыбалки удалось поймать всего 4 щуки, самая крупная была всего 1,5 кг. Хотя надо отметить, что и такие не вполне трофейные экземпляры оказывают мощное сопротивление при выуживании, уводя блесну то резко в сторону, то под лодку, запутывая леску в водорослях. Шансы затащить крупную щуку в лодку резко снижаются, если вы планируете рыбачить без помощника, который должен своевременно сработать сачком.

Немного удивило то, что среди тоджинских рыбаков (сложилось впечатление, что почти все они поголовно - пьющие люди), деньги не котируются. Точнее, не котируются так сильно, как алкоголь. Когда мы поехали в поселение рыбаков, чтобы купить немного сига с собой в дорогу, то двое рыбаков предложили обменять копченую и вяленную рыбу на водку. У нас, людей непьющих, алкоголя не было. В ответ на наше предложение назвать цену и взять деньги, прозвучало: "Зачем мне твои деньги?!" В этих местах, действительно, деньги - бессмысленная бумажка, их девать некуда. Негде их потратить и что-либо купить. Ближайший населенный пункт с магазинами в 26 км, куда добираться от Азаса надо по ужасной дороге, и это самый худший отрезок из всего бездорожья от Кызыла до Тоджи. Как правило, в выходные дни, а также в будни после 21 ч. алкоголь в магазинах не продают совсем, чтобы население не спивалось. Но местные жители все равно беспробудно пьют, и в часы алкогольного моратория слоняются по улицам в поисках суррогатного зелья.

Соответственно, позволю себе дать безнравственный, но дельный совет тем туристам, кто, прочитав отзыв, решится на поездку на о. Азас. Возьмите с собой несколько бутылок водки, здесь вы сможете по очень выгодному курсу, раз в 5-7 дешевле рыночной цены, обменять алкоголь на деликатесную свежую, копченую и вяленную рыбу.

Считаю, что мне не стоит на этой мажорной ноте заканчивать свой отзыв. Ведь главное, что я захотел сюда вернуться.

Друзья, какая на Азасе красота! Нас, сибиряков, трудно впечатлить лесами, горами, реками и озерами. Этого добра кругом навалом. Но каждый раз, выезжая созерцать природу, вдыхая полной грудью благоухающий воздух, мы понимаем – вот она настоящая жизнь и полноценный, безмятежный отдых. И, ожидая гармоничное воссоединение с природой, мы собираемся в дорогу снова и снова. Опишу лишь одной утро на Азасе, которое меня впечатлило сильнее всего.

Ночь была прохладной и сырой. В 5 часов, за несколько минут до восхода солнца, надев теплую куртку, я подкачал лодку и спустил ее на воду. Потирая озябшие ладони, я согревал их дыханием – настолько бодрым было это тоджинское утро. В неуютном полумраке озеро было накрыто туманом, так что отплыв от берега метров на 30-50, я попал в пелену без пространства и времени, где нет ни берега ни неба. Только лодка и стелящийся по воде холодный пар. Тишину нарушали лишь редкие всплески воды – окунь вышел на охоту и удирающая рыбешка выпрыгивала из воды, спасаясь от полосатого хищника. Небо на востоке постепенно светлело – совсем рядом из-за горы выглянула огненно-красная точка. Под ее лучами в первые же мгновения стал рассеиваться туман, разрываясь и поднимаясь клочками вверх. В какой-то момент огненный шар, поравнявшись с границей воды, горы, неба, слился с остатками тумана и пронзил его светом. Сочные языки дыма окутали солнце и создали невообразимый эффект – будто ядерный взрыв поднимается из глубин Азаса. Еще несколько мгновений и солнце оторвалось от тумана, вспорхнуло над горами и озерной гладью в синее небо. Тут же потеплело и открылись самые дальние берега.

Такое можно увидеть только здесь.

На эту тему
Канал Sibnovosti.ru в Telegram Подпишись на Sibnovosti.ru в Telegram и будь в курсе событий
Новости Кызыла: Автомобильное сообщение между крупными городами намерены развивать Тива и КНР

Автомобильное сообщение между крупными городами намерены развивать Тива и КНР

20 Сентября 2017 г.
Китайская сторона заинтересовалась проектом строительства железной дороги Кызыл - Курагино
Новости Кызыла: Глава Тувы Шолбан Кара-оол прокомментировал события в Мьянме

Глава Тувы Шолбан Кара-оол прокомментировал события в Мьянме

13 Сентября 2017 г.
Кара-оол не считает конфликт в Мьянме исключительно религиозным
Новости Кызыла: «Хевел» построит солнечные электростанции для отдаленных населенных пунктов Тувы

«Хевел» построит солнечные электростанции для отдаленных населенных пунктов Тувы

6 Сентября 2017 г.
Количество гибридных электростанций будет зависеть от конкретной мощности
Новости Кызыла: Ученые «проверили алгеброй» тувинский фольклор

Ученые «проверили алгеброй» тувинский фольклор

29 Августа 2017 г.
Результатом исследований стали решетки формальных понятий
Новости Кызыла: В Туве пропали пятеро детей, отправившиеся в тайгу за кедровыми орехами

В Туве пропали пятеро детей, отправившиеся в тайгу за кедровыми орехами

25 Августа 2017 г.
В МЧС уточнили, что их возраст от 10 до 14 лет
Новости Кызыла: В Тыве помогут семье девочки, которая шла  зимой за помощью по тайге

В Тыве помогут семье девочки, которая шла зимой за помощью по тайге

24 Августа 2017 г.
Главе республике направлено обращение с просьбой помочь улучшить жилищные условия
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Кызыла: В Туве произошло землетрясение магнитудой 4,6

В Туве произошло землетрясение магнитудой 4,6

21 Сентября 2017 г.
Значительная сейсмоактивность в Тыве сохраняется с конца 2011 года
Rss_45