Инфраструктурный проект «Кызыл–Курагино» получил поддержку из ФНБ

Главная Экономика

 Проект строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино в республике Тыва в скором времени получит финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом журналистам сообщил министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Sibnovosti.ru вспомнили, как в республике Тыва потенциально крупнейший в стране частный проект становился фактически государственным и несколько раз переходил из рук в руки (разные инвесторы, спонсоры, проектировщики).

Новая железнодорожная ветка, протяженностью около 400 км, должна соединить республику Тыва, а по совместительству и крупнейшее месторождение коксующихся углей (Элегестское), с Транссибирской железнодорожной магистралью. Экспорт ресурсов планируется направить, прежде всего, на быстрорастущий рынок Юго-Восточной Азии.

Ожидается, что проект не только позволит России открыть азиатские рынки для тувинских углеводородов, но будет иметь фундаментальное стратегическое значение. При этом железнодорожное сообщение имеет не только экономические, но и социальные выгоды: до сих пор в отдалённый регион не было проложено ни одной железнодорожной ветки, из-за чего стоимость товаров там была значительно выше, чем в соседних регионах.

«Помимо того, что по этой железнодорожной магистрали ежегодно будет перевозиться около 15 миллионов тонн груза, проект позволит создать тысячи новых рабочих мест, существенно улучшит инвестиционный климат и даст высокий кумулятивный эффект для экономики региона и России в целом», – комментируют специалисты.

Ещё в 2006 году дорога «Кызыл–Курагино» была признана приоритетным инвестпроектом — тогда государство согласилось финансировать за свой счет 147 километров трассы, а остальные 254 км должна была построить коммерческая структура. Но затем у частного лица начались финансовые проблемы, а после этого весь проект оказался под вопросом. После этого в истории проекта появилось новое главное действующее лицо – Руслан Байсаров.

С течением времени запросы Байсарова на помощь от государственного бюджета неоднократно менялись. Когда Байсаров только приступал к проекту, в ряде его заявлений значилось, что инвестпроект он профинансирует сам, а от Москвы ему нужен только ряд гарантий, которые непосредственно с затратами из бюджета не связанны. После этого финансовые аппетиты всё же увеличились: собственник сначала рассчитывал на 40% финансирование непосредственно стройки железной дороги и оценивал собственные инвестиции в 150 млрд рублей, пишет «Эксперт-Сибирь». Сейчас же инвестпроект ТЭПК остаётся частным отчасти номинально, поскольку большая часть инвестиций в нём оказывается связанной с государством.

В начале прошлого года стало известно, что Тувинская энергетическая промышленная корпорация во главе с Русланом Байсаровым подписала с омским НПО «Мостовик» «соглашение о намерении заключить договора подряда» на строительство железнодорожной линии Кызыл—Курагино в Республике Тыва. Стоимость контракта – 195 млрд рублей, протяженность дороги, которая свяжет Элегестское месторождение коксующегося угля в Туве с Транссибом и экспортными терминалами на Дальнем Востоке, составит 410 км.

15 февраля в рамках X Красноярского экономического форума состоялось церемония подписания четырехстороннего соглашения о намерениях по строительству железной дороги. В присутствии премьер-министра России Дмитрия Медведева подписи под документом поставили министр транспорта Максим Соколов, глава Тувы Шолбан Кара-оол, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов и Руслан Байсаров – теперь уже как гендиректор ТЭПК. Заявлялось, что в рамках реализации проекта на территории Тувы будет построена ТЭС мощностью не менее 135 МВт электрической и 300 Гкал/ч тепловой энергии, а также здания, сооружения и горные выработки горно-обогатительного комплекса на Элегесте.

НПО «Мостовик» на правах генподрядчика «выполнит разработку проектной и рабочей документации» и «осуществит полный комплекс строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте», срок окончания работ – второе полугодие 2018 года. При этом сейчас речь идет о том, что омская компания построит не отдельный участок, а всю ветку целиком – от станции Курагино (Красноярский край) до Кызыла (столица Республики Тыва), включая подъездной путь к погрузочной станции Элегест, расположенной в районе угольного месторождения.

В октябре 2014 года глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что около 800 млрд рублей будут выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на ряд крупных проектов. По его словам, уже утверждено пять проектов, финансирование которых начнётся уже в этом году. Среди озвученного – добыча угля и железнодорожная социологистика Кызыл-Курагино в республике Тыва и соединение её с магистралью Транссиба.

«Специалистам омского объединения предстоит выполнить колоссальный объем работ, как по строительству искусственных сооружений, так и по возведению земляного полотна: отсыпать более 74 млн кубометров грунта, возвести 180 больших, средних и малых мостов общей длиной свыше 18 км, уложить порядка 1087 водопропускных труб общей протяженностью более 25 км, построить около 11 км тоннелей и шесть галерей общей длиной 1,5 км. Кроме того, проектом предусмотрено строительство 600 км автодорожных подъездов и временных автодорог… вокзальных комплексов, станций и разъездов, объектов локомотивного и вагонного хозяйства, поселков железнодорожников, устройств связи, электроснабжения, прокладка инженерных систем и коммуникаций», – говорится в сообщении компании.

Эксперты-политологи обращают внимание на то, что положительное решение проблем проекта «Элегест – Кызыл – Курагино» было принято в свете развития тесных экономических отношений с Китаем, так как экспорт ресурсов планируется направить, прежде всего, на быстрорастущий рынок Азии.

«Тува и наш инфраструктурный проект вполне подходят на роль одного из ключевых направлений развития России. Причём таких направлений, на которых наша страна может осуществить объявленный президентом прорыв на Восток», – рассказал журналистам глава региона Шолбан Кара-оол.

Новости Кызыла: Алтай и Тува получили помощь в борьбе с бедностью

Алтай и Тува получили помощь в борьбе с бедностью

2 Июля 2019 г.
Две республики включены в пилотный проект минтруда РФ
Новости Кызыла: Капремонт сибирского жилья отстает от плана

Капремонт сибирского жилья отстает от плана

28 Июня 2019 г.
В Кызыле прошло заседание совета при сибирском полпреде президента РФ
Новости Кызыла: Приграничная территория Тувы станет более гостеприимной

Приграничная территория Тувы станет более гостеприимной

10 Июня 2019 г.
Режим посещения пятикилометровой зоны может быть смягчен
Новости Кызыла: Тувинский курорт купили сельхозпроизводители

Тувинский курорт купили сельхозпроизводители

3 Июня 2019 г.
Цена «Чедера» упала до 1,4 млн рублей
Новости Кызыла: В Туве подготовили план ускоренного развития республики

В Туве подготовили план ускоренного развития республики

28 Мая 2019 г.
Первому вице-премьеру РФ Антону Силуанову его представят на этой неделе
Новости Кызыла: План строительства железной дороги в Кызыл будет готов этим летом

План строительства железной дороги в Кызыл будет готов этим летом

21 Мая 2019 г.
Министр экономразвития РФ Максим Орешкин провел совещание по развитию Тувы
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Кызыла: Вода в тувинских реках поднялась до уровня ЧС

Вода в тувинских реках поднялась до уровня ЧС

17 Июля 2019 г.
Дожди будут идти в республике всю неделю
Новости Кызыла: На тувинском Наадыме сварили суп весом почти 350 кг

На тувинском Наадыме сварили суп весом почти 350 кг

16 Июля 2019 г.
По традиции в программе праздника многочисленные спортивные соревнования
Новости Кызыла: В Туве две семьи погибли при попытке пересечь реку на автомобиле

В Туве две семьи погибли при попытке пересечь реку на автомобиле

12 Июля 2019 г.
Они направлялись к целебному источнику
Rss_45