В Туве обсуждают амбициозный проект "Одно село-один продукт"
В республике продолжается обсуждение сложного проекта, который по мнению премьера Тувы и общественности сможет изменить ситуацию в Туве во многих сферах деятельности. Проект «Одно село- один продукт» амбициозен, рассчитан на креативных, желающих работать людей, которые способны по мнению властей запустить производство брендовой продукции
В республике продолжается обсуждение сложного проекта, который по мнению премьера Тувы и общественности сможет изменить ситуацию в Туве во многих сферах деятельности. Проект «Одно село- один продукт» амбициозен, рассчитан на креативных, желающих работать людей, которые способны по мнению властей запустить производство брендовой продукции. Под лейблом «Сделано в Туве» должно пониматься качество, эксклюзивность и экологичность. 31 января в Верховном Хурале при поддержке единороссов прошли дебаты. Координатором общения выступила Дина Оюн.
Проекту "Одно село - один продукт" старт был дан в начале декабря. Глава тувинского правительства тогда держал слово перед депутатами парламента и общественностью. «Нам необходимо создавать материальные бренды. Которые, бы передавали самобытность Тувы, её дух. Доносили до самых разных уголков России, что здесь живут люди дела, народ, бережно хранящий многовековые традиции»- цитируем мы Кара-оола. Идея людям пришлась по душе. А различного уровня бюджеты в общей сложности определили стоимость проекта – это более 480 миллионов рублей.
Дина Оюн: "Мало поддерживать предпринимателей, необходимо для каждого продукта или услуги придумать историю, лейбл, отличительную черту, которые бы обеспечивали продукту его индивидуальность и брендовость. Для этого необходимо привлечь креативных людей".
Валентин Ендан в недавнем прошлом экс-министр сельского хозяйства, сегодня - глава Кызылского района. Говорит, что из представленных сегодня районных проектов, отобрали 11, но это не предел. Отбор происходил на сходах граждан. Предприниматели сами защищали свои предложения, учитывая пожелания как властей, так и людей. Основными консультантами выступают ключевые министрества: экономики и сельского хозяйства.
Один из проектов развитие Чербинского сада. Этот сад единственный в Туве. 140 гектаров земли отвели для облепиховых плантаций в далеком 1964 году прошлого столетия. Весь урожай уходил за Саяны, на Бийский витаминный завод. До 100 тонн ягод в год заготавливали, рассказали нам на участке. Надежда Медведева помнит расцвет и закат предприятия. Как в трудные для России 90- е сад опустел, частично погиб.
Надежда Медведева: "К нам приезжают люди, те кто когда мог содержать дачные участки и ездить в лес по грибы и ягоды. Сегодня и участки содеражть сложно и в лес особо не наездишься. А у нас тут и клубника, и смородина, и малина. Осенью облипиха".
Сегодня сад постепенно возрождается, не так быстро как того хотелось бы. Под насаждениями занято десятки гектаров земли. Смородина, земляника, малина двух сортов, и конечно же облепиха. В Чербинском саду ежегодно проходят практику студенты столичного училища. В 2009 году по линии Министерства сельского хозяйства получили грант.
Надежда Медведева:" На 340 тысяч гранта мы закупили нвоые сорта ягод. Ведь с 90-х годов не обновляли сорта. Хорошее подспорье, когда помогает государство".
Чербинский сад – перспективный проект. Сейчас по словам Ендана плодов и ягод заготавливают от 10 до 15 тонн в год. Планируют объемы увеличить за счет расширения площадей. Переработкой может заниматься ГУП Чагатай. Кстати, предприятие, которое выпускало алкоголь и различные джемы, сегодня переживет не лучшие времена и само требует госудаственной поддержки.
На сегодняшний день брендом Тувы является нематериальная культура. То, что привлекает в республику туристов. Это шаманизм, горловое пение, обычаи и традиции. Региону не хватает товаров и услуг. И эта ниша вакантна лишь в 2013 году. За год сельчане в ходе обсуждения должны представить проекты, которые бы отражали национальный колорит районов, были бы эксклюзивны, экологически безопасными и привлекательными. С каждого села по проекту.
В дебатах активно принимали участия не только чиновники различного ранга. Слово держали товаропроизводители. Монгун-Тайгинцы на заседание приехали с готовой продукцией. Это и носки из шерсти сарлыков, и коврики для автомобилей, и продукты питания, и сладости. Как отметила Дина Оюн товары монгунтайгинцев уже являются брендом, но не хватает огранки, истории и точек реализации.
Елена Каратаева, министр эконимики РТ: " На сегодняшний день есть проекты, которые получат господдержку: это продукция монгун-тайгинцев, их изделия из шерсти сарлыков; Тывамолоко, которое принмиает у население молочную продукцию и производит сметану, молоко ,сыр, тувинские национальные блюда; в Пий-Хеме неплохой проект: на местной пилораме в ход идут опилки, их прессуют и получаются дровишки ,которые по стоимости недорогие, но сохраняют тепло; и, конечно же, изделия наших умельцев из Бай-Тайги ,наших камнерезов".
Вообще смысл дебатов и подобного рода обсуждений - разработка пошаговой программы. Она включит в себя преодоление сообща различных бюрократических препонов по техприсоединениям, прохождение экспертиз и других немаловажных этапов. Ну, а кроме того, предоставит помощь в разработке брендовой истории, создании яркого логотипа, помощь в реализации и рекламе.
ТК Новый век. Р. Казачакова